ПРИМЕНЕНИЕ ЭКВАЛАЙЗЕРОВ При возникновении вопросов, касающихся применения эквалайзеров, в большинстве случаев возникают рекомендации типа «влей презенса на 1200 Гц» либо «удали кусок на 700 Гц». Но на деле подобные «советы» бессмысленны – толку в них нет совсем, а работе они преимущественно мешают. На самом деле процесс эквализации подразделяется на два вида – технический и художественный. Техническая коррекция Суть данного процесса заключается в том, чтобы нейтрализовать между инструментами частотные несоответствия. Связано это по большей части с нелинейностью слуха у человека. То же самое касается и эффекта маскировки. Например, если имеется два звуковых источника с перекрывающими спектрами, но при этом один из них звучит громче, то тот, что тише, мы попросту прекращаем слышать. В качестве демонстрации данного эффекта в жизни можно привести следующий пример. Когда вы едете в метро, то понимаете, что голос вашего собеседника звучит отчетливо и ясно, но стоит появиться мимо проезжающему поезду, вы сразу же прекращаете слышать рядом стоящего человека. То есть громкий звук вытеснил более тихий – такова особенность человеческого слуха. Точно так же происходит и при звучании музыкальных инструментов. Наверняка, многие слышали, как хорошо звучащие в соло инструменты вместе превращаются в микс, подобный «каше» непонятных звуков. Все это вытекает из того самого эффекта маскировки. Например, в акустической музыке исправить подобную кашу можно только путем аранжировки или оркестровки, потому что в ней звук инструментов, можно сказать, не меняется, а возможности корректировок практически нулевые. Что касается электронной музыки, в которой нет постоянных звуков, так называемые частотные конфликты между инструментами присутствуют постоянно. Именно поэтому нужна техническая корректировка, которая и нейтрализует все подобные моменты в музыке. Слух человека на самом деле уникален, он подобен спектроанализатору, который отражает общий спектр всех источников звука на одной частоте. Человек при этом воспринимает слухом только громкий звук, поэтому основной целью является исключение всех ненужных частот с инструментов, чтобы в результате каждый звук работал в своем определенном частотном спектре. Обратите внимание, что после проведения таких работ инструменты отдельно будут звучать плохо, но это не важно, потому что вместе они будут играть именно так, как надо. На первых порах вам может помочь пороговый спектроанализатор, с помощью которого вы всегда сможете оценить, где происходит перекрытие спектров, ну и, конечно, определить, какие из частот и у какого конкретно инструмента нужно подкорректировать. Это не значит, что работать нужно только со спектроанализатором, главный ориентир – это ваши уши. Но спектроанализатор может стать отличной опорой в поиске ненужных фрагментов, т.е. он может вам подсказать, где именно нужна корректировка, а значит, работать вам будет легче.