Магические частоты от Bobby Owsinski
Несмотря на то, что звукоинженеры очень стремятся к чистому и объемному звучанию при записи, нередко случается так, что частотный диапазон нескольких, или всех дорожек все-разно недостаточен при добавлении их в микс. Это происходит из-за того дорожки были записаны в разных студиях, с разными мониторами, использовалась разная коммутация, да и на звучание сильно влияют сами музыканты с продюсером. В результате, звукорежиссер должен расширять частотный диапазон этих дорожек.
Гонясь за объемом, жирностью, яркостью и чистотой, эквалайзер - главный инструмент. Но, возможно более чем с любым другим анструментом обработки звука, использование эквалайзера требует то самое умение, которое отличает средненького звукоинженера от гуру.
Allen Sides: Я должен сказать, что я предпочитаю естественное звучание, и мне плевать как оно было достигнуто. Некоторые очень предвзяты: ты не должен делать так, ты не должен делать эдак. Bruce Swedien как-то сказал мне, что ему начхать если нужно прокрутить ручку полный круг - если звучит хорошо, значит это хорошо. Учитывая, что есть ориентир, которому ты можешь доверять, конечно.
Что пытаемся сделать?
У эквализации есть три главных цели:
Сделать звучание инструмента чище и четче
Сделать инструмент больше и жирнее, чем в жизни
Сделать все составляющие микса более слаженными, играя частотами, чтобы у каждого был свой частотный диапазон, в котором он преобладает.
До того, как мы перейдем к некоторым методам эквализации, важно отметить какой эффект какие частотные области оказывают на то, что мы слышим. Частоты могут быть разделены на шесть областей, каждая из которых имеет огромное влияние на общее звучание.
Суб-бас (Sub-Bass) - Очень низкие басы между 16Гц и 60Гц, охватывающие звуки, которые скорее можно почувствовать, чем услышать, как гром во время грозы. Эти частоты дают музыке ощущение мощи, даже если они появляются не часто. Слишком сильный акцент на них делает звучание мутным.
Бас (Bass) - Басы между 60Гц и 250Гц содержат основные ноты ритм-секции, так что эквализация этой области может изменить музыкальных баланс, сделав звучание жирным, или тонким. Слишком сильное усиление этой области может сделать звук гулким.
Низ середины (Low Mids) - Средний диапазон между 250Гц и 2000Гц содержит низкие гармоники большинства музыкальных инструментов и могут создать эффект телефонного звучания при слишком большом усилении. Усиление на октаве 500Hz-1000Hz делают звук инструментов похожими на духовые, а 1кГц-2кГц - гремящим, как жесть. Избыток этих частот может утомлять слух.
Верх середины (High Mids) - Верхний средний диапазон между 2кГц и 4кГц при усилении может спрятать важные для восприятия речи звуки, добавляя картавости и делая звуки, произносимые губами - как "м", "б" и "в", неразличимыми. Большое усиление, особенно на 3кГц, может также утомлять слух. Если опустить 3кГц на инструментальном фоне, и прибавить 3кГц на вокале, то можно улучшить различимость вокала без необходимости в уменьшении громкости инструментов в миксах, где вокал кажется похороненным под инструментами.
Presence - Диапазон между 4кГц и 6кГц ответственен за чистоту и четкость голоса и инструментов. Усиление этого диапазона, по ощущениям, приближает музыку к слушателю. Уменьшение содержания 5кГц составляющей в миксе делает звук более удаленным и прозрачным.
Brilliance - Диапазон от 6кГц до 16кГц управляет яркостью и чистотой звуков. Слишком большое усиление здесь может добавить шепелявости вокалу.
Поскольку все песни, инструменты и музыканты уникальны, невозможно дать что-либо кроме основных принципов эквализации. Кроме того, разные звукорежиссеры используют различные пути, чтобы прийти к одной и той же точке, так что даже если чьи-то указания не подходят тебе, продолжай пробовать. Метод не важен - важен результат.
Важно знать следующие:
Слушай! Открой свои уши и внимательно прислушивайся ко всем нюансам звука. Они все важны.
Убедись, что ты мониторишь звук на комфортном уровне громкости. Он не должен быть слишком громким, или слишком тихим. Если звук слишком тихий, тебя может обмануть нелинейность динамиков и ты перестараешься с эквализацией. Если слишком громкий - определенные частоты могут быть замаскированы нелинейностью восприятия (благодаря кривым Флетчера-Мэнсона), и опять-же, легко перестараться.
Магические частоты для инструментов
Бас-гитра: Низ на 50-80Гц, атака на 700Гц, удар на 2.5кГц
Бочка: Низ на 80-100Гц, гул на 400Гц, удар на 3-5кГц
Рабочий барабан: Жир на 120-240Гц, звук - 900Гц, хруст - 5кГц, удар - 10кГц
Тома: Полнота 240-500Гц, атака 5-7кГц
Большой том: Полнота 80-120Гц, атака 5кГц
Хай-хэт и тарелки: Звон 200Гц, блеск 8-10кГц
Электро-гитара: Полнота 240-500Гц, присутствие 1.5-2.5 кГц, для звука 4x12 нужно уменьшить 1кГц
Акустическая гитара: Полнота 80Гц, тело 240Гц, присутствие 2-5кГц
Орган: Полнота 80Гц, тело 240Гц, присутствие 2-5кГц
Пианино: Полнота 80Гц, присутствие 2-5кГц, хонки-тонк 2.5кГц
Духовые: Полнота 120-240Гц, острота 5кГц
Голос: Полнота 120Гц, гулкость 240Гц, присутствие 5кГц, шипящие 5кГц, воздух 10-15кГц
Струнные: Полнота 240Гц, скрип 7-10кГц
Конги: Звон 200Гц, хлопок 5кГц
Главные фишки
Используйте узкую полосу для вырезания, и широкую для усиления.
Чтобы выделить что-нибудь из микса нужно прибрать низы, чтобы слить с ним - прибрать верха.
(прим. пер.) Это - перевод отрывка из книги Bobby Owsinski "The Mixing Engineer's Handbook", которую рекомендую к прочтению всем начинающим (и продолжающим) звукорежиссерам. Решил поделиться переводом именно этого материала, так как обычно именно в этот вопрос упираются "самоучки" прежде чем перейти все-таки к изучению теории звука и музыки.