Бережем уши.
Как бы вы зарабатывали, если бы потеряли слух? Не помешает немного позаботиться о нём, чтобы никогда не пришлось задаваться таким вопросом.
Уход за слухом – очень важный пункт, хотя многие не любят это обсуждать, в связи с некоторым смущением.
К примеру, использовать затычки для ушей – «не круто!». К сожалению, я знаю много замечательных инженеров, которые на данный момент оглохли, из-за несоблюдения некоторых простых правил предосторожности.
Ваши ушные каналы постоянно продуцируют отложения. В наружном ухе около 2000 серных желез, которые выделяют 12—20 мг. ушной серы в месяц. Ушная сера служит для очистки и смазки слуховых каналов, а также представляет собой защиту от бактерий, грибков и насекомых.
Когда вы используете вставные наушники (затычки) (либо долго сидите в "лопухах"), это приводит к нарушению поступления кислорода и резкому росту бактерий и серы, которая с ней борется. Избыток ушной серы может прижать барабанную перепонку и привести к частичной потере слуха, а также шуму в ушах, головокружению, рвоте и судорогам.
Ушные пробки - результат резкого перепада давления и температуры - серные отложения уплотняются.
Никогда не очищайте ушной проход палочками для ушей. Вставляя палочку в ухо, вы проталкиваете серу еще дальше внутрь. Необходимо знать, что сера сама естественным образом вытекает из ушного прохода в процессе жевания и палочки могут помочь лишь почистить раковину и самый край ушного прохода (в случае, если вы знаете какими движениями это следует делать).
Хорошо знакомый нам запах от ушей на самом деле не выделяется под воздействием ушной серы, он выделяется под воздействием отложений сальных желез непосредственно за мочками ушей. Попробуйте провести там пальцем и понюхать. Если вы давно принимали душ, запах может вам не сильно понравиться.
Самый эффективный и простой способ чистки ушей - 2 раза в неделю капать в ушной проход по несколько капель 3% перекиси водорода, наклонив на несколько минут голову в соответствующую сторону. Возможно, через несколько таких сеансов, вы почувствуете посторонние предметы в своих ушах - начали двигаться серные пробки. В этом случае даже не пытайтесь их вынуть палочками! Обратитесь к ЛОРу.
Чувствительность.
Смещение порога – это реакция организма, направленная на снижение чувствительности к шуму. Это временная глухота в какой-то степени, и лучше её избегать. Она всегда требует от нескольких часов до дней для восстановления, а иногда слух так и не восстанавливается. Когда вы сталкиваетесь со звуком значительной громкости, ваши уши «притупляются» быстро, но восстанавливаются – медленно. Даже длительное прослушивание на не очень большой громкости всё равно вызывает смещение, просто из-за усталости.
Когда вы добиваетесь нужного звука, обычное дело - сделать мониторы погромче, чтобы проконтролировать низы на бас-гитаре, бочке и т.д. Вы добились правильного низа, и затем снова опустили громкость – именно в это время вы чётче всего слышите верха. Уши слышат верха более точно, когда звук тих, а басы – когда громок.
Так что если у вас долгая сессия сведения – работайте на умеренной громкости.
Забота об ушах на концертах.
Всегда используйте саморасправляющиеся затычки (беруши) для ушей на любом концерте. Если же вы оказались на концерте без них – не важно, сводите ли вы, или просто проходили мимо – попросите у приятеля сигарету. Отломайте фильтр, снимите с него бумагу, и разломите вдоль. Потом сложите каждую из половинок вдвое и вставьте в ухо. Это ослабит уровень примерно на 20дБ, что необходимо для расслабления мышцы в среднем ухе, отвечающей за сдвиг порога.
Как бонус – вы сможете чётче отслеживать звучание, т.к. уши перестанут постоянно компрессировать. Огибающие звука человеческой речи перестанут быть размытыми, и вы будете слышать человеческую речь чётче с затычками, чем без них.
Если вы работаете за консолью, лучший выход – поработать над звуком, пока всё не усядется, и потом применить затычки. Просто проверьте всё хорошенько, перед тем как заткнуть уши. Без затычек вы можете наделать гораздо больше вреда – оно того не стоит. Я думаю, кто-то ещё пару десятков лет назад придумал правило: «если что-то звучит плохо, просто сделайте звук громче, и никто не заметит». Возможно это отчасти так, но это совсем другая история.
Никогда не обращали внимание, что рентгенологи всегда уходят за свинцовую перегородку? Это потому, что они ежедневно подвергаются излучению, а пациент – только изредка. Звукоинженеры – также. Так что не спешите присоединиться к вечеринке в студии. Посетители «дорываются» до этого раз в неделю, а ваша работа с оборудованием – ежедневна, как у рентгенолога.
Игры для укрепления слуха.
Попросите друга, которому доверяете, установить эквалайзер, и повключать/поотключать его, пока вы сидите перед мониторами и слушаете вокал или фоно через этот эквалайзер. Ваша задача – точно называть частоту и уровень подъема/спада в дБ, необходимый для того, чтобы вернуть эквалайзер «в ноль». Вот как играют в эту игру. Он говорит «Вход», ждет пять секунд, «Выход», снова пять секунд, и так ещё раз. Тем временем, вы даёте ему указания, как отстроить эквалайзер так, что бы разница между входом и выходом становилась всё меньшей и меньшей.
Через 5-10 минут поменяйтесь местами. Я обычно делаю это часами со своим лучшим другом, в моей первой многоканальной студии. Мы начинали просто с подъёма одной частоты на вокале до максимума (с помощью 10-полосного графического эквалайзера). После того, как мы оба научились возвращать вокал к первозданному состоянию, мы попробовали вырезать частоту на максимум. Это оказалось значительно труднее! Как вы догадываетесь, это звучало так, как будто кто-то поднял сразу кучу частот. Нашей целью было, в конечном счёте, добиться того же эффекта на фоно. Но, увы – мы так и не добились этого.